Информационно-практический журнал

Николай Чернышев,

руководитель Управления Минкультуры России по Центральному федеральному округу, архитектор-реставратор I категории

Мне повезло увидеть объекты деревянного зодчества Русского Севера в 80-е годы прошлого века в их естественной природной и архитектурной и даже отчасти социальной среде. Зеркальная гладь озер и острые силуэты елок, кажется, не могли бы вместить иной архитектуры, настолько органично сплетаются здесь природный ландшафт и аскетическая красота храмов, сел и деревень.


Еще можно было встретить стариков, помнивших, как здесь кипела жизнь, и в меру своих сил придерживавшихся привычного для них традиционного русского уклада. Этими впечатлениями можно питаться всю жизнь, и именно они определили мой жизненный путь в реставрацию и шире – в охрану памятников.
С тех пор, конечно, многое изменилось: ушли старики, еще больше обветшали не имеющие хозяев дома, где-то, как в Лядинах и Иванове, огонь уничтожил уникальные храмы; ветшают срубы и проваливаются кровли – время и безразличие беспощадны к творению рук человеческих, а к деревянному зодчеству в особенности. Усилия неравнодушных людей, профессионалов и общественников по сохранению наследия и уникальной плотницкой реставрационной и строительной школы – лишь капля в море существующих проблем.
В  Едином государственном реестре объектов культурного наследия на сегодняшний день зарегистрировано более 8,5 тысячи памятников деревянного зодчества, что в сравнении с более чем 140 тысячами объектов всех категорий относительно немного. Тем не менее, учитывая особенности материала и конструкций, а также состояние реставрационной отрасли, сохранение этой категории наследия представляет собой весьма объемную задачу.
К основным особенностям архитектурных сооружений из дерева, влияющим на их сохранность, относятся высокая степень пожароопасности этих объектов и лавинообразное ухудшение технического состояния после перехода критического порога аварийности. Так, повреждение кровли практически неизбежно ведет к утрате объекта, не говоря уже о пожарах, в результате которых объекты деревянного зодчества, расположенные зачастую вне населенных пунктов и не обеспеченные достаточными средствами пожаротушения, бывают уничтожены полностью. Первый шаг в стратегическом планировании сохранения объектов деревянного зодчества сделан. По заказу Минкультуры России разработана Концепция сохранения памятников деревянного зодчества и включения их в культурный оборот до 2025 года.  
На основе представленных в концепции данных очевидно, что дело сохранения деревянного зодчества остро нуждается во внедрении принципиально новых подходов с целью обеспечения максимального охвата объектов, формирования новых источников финансирования и оптимизации имеющихся бюджетов. На мой взгляд, решением проблемы на первом этапе может стать практически полный отказ от проведения реставрационных работ в пользу графической фиксации, обеспечения физической безопасности, противоаварийных работ и консервации объектов культурного наследия. При этом все составляющие процесса сохранения должны быть обеспечены инновационными методиками и оборудованием. Конечно, некоторое количество реставрируемых объектов должно быть в работе, и их число должно неуклонно наращиваться, при этом их выбор должен основываться на четких критериях приоритетности финансирования и обеспеченности финансированием вплоть до завершения работ или предусмотренного проектом этапа.
Оперируя цифрой в 8,5 тысячи объектов, необходимо понимать, что это отнюдь не весь подлежащий сохранению тем или иным способом фонд деревянного зодчества. Такие здания есть и среди ценных градоформирующих объектов, расположенных в исторических поселениях и зонах охраны объектов культурного наследия, и среди предназначенных к сносу деревянных строений, не подлежащих государственной охране. Конструктивные особенности отечественного деревянного зодчества позволяют осуществлять их перемещение, а это в случае с объектами, не являющимися памятниками, означает возможность их дальнейшего использования на новом месте или создания на их основе обменных коллекторов реставрационных материалов, конструкций и декоративных элементов.
Несомненно, что для решения некоторых из перечисленных задач понадобится внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, причем не только в части законодательства об объектах культурного наследия, но и в смежных областях; потребуется обеспечение дополнительных источников финансирования, возникнет необходимость развития существующих музеев деревянного зодчества, создания новых методических подходов к сохранению наследия, формирования учебных и производственных центров. Деревянное зодчество – один из важнейших и наиболее уязвимых факторов самоидентификации российской культуры. Его изучение, сохранение, популяризация – это проект государственного масштаба.